Комментарий :
В ч. 1. В комментируемой части описаны различные нарушения земельного законодательства. Следует отметить, что данная "норма" никакого регулятивного и охранительного значения не имеет - никого нельзя привлечь к ответственности на основании ч. 1 ст. 211 ЗКУ. Ответственность может наступить по нормам гражданского, административного, уголовного и иного законодательства, которые устанавливают конкретные санкции за описанные правонарушения. При этом применение таких санкций не требует ссылки на ч. 1 ст. 211 ЗКУ.
К пункту "а". Нарушения при заключении сделок могут заключаться как в несоблюдении требований к порядку заключения, так и в противоречии содержания соглашений и последствий их исполнения нормам действующего законодательства (см. комментарий к ст. 210 ЗКУ). Такие нарушения влекут недействительность (ничтожность или оспорюванисть) заключенной сделки.
К пункту "б". Учитывая многочисленность и общественную опасность земельных правонарушений в виде самовольного занятия земель и самовольного строительства в начале 2007 года эти деяние криминализированно путем дополнения УК статьей 1971. При отсутствии признаков преступления, предусмотренных данной статьей, ответственность за самовольное занятие может наступать по ст. 531 КУпАП.
Вместе с тем, в приведенных актах (КУоАП и УК) значение термина "самовольное занятие" не раскрывается. Зато, в ст. 1 Закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" самовольное занятие земельных участков (в Законе, кстати, этот термин не употребляется) определяется как "любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче в собственность или предоставление в пользование (аренду) или при отсутствии совершенной сделки относительно такого земельного участка, за исключением действий, которые согласно закону являются правомерными ". Такое определение фактически "переписывает" диспозиции ст. 1971 УК и ст. 531 КУоАП, не отвечая, кстати, общепринятому пониманию термина "самовольное".
К пункту "в". Кроме возможности применения гражданской ответственности (см. комментарий к ст. Ст. 156, 157 ЗКУ), за данное правонарушение могут быть применена административная и уголовная ответственность, в частности, предусмотрена ст. ст. 52, 53, 534 КоАП, ст. ст. 239, 252, 254 УК Украины.
Конструкция норм УК не позволяет сделать однозначные выводы о соотношении ст. 236 ("Нарушение правил экологической безопасности") и ст. 239 "Загрязнение или порча земель" УК, соотношение ст. 239 и ст. 254 ("Бесхозяйственное использование земель"). Диспозиции статей указывают, что ст. 239 является специальной как по отношению к ст. 236, так и ст. 254. Между тем, совсем на другое указывают санкции данных статей. Правоприменительная практика пока предпочитает квалификации деяний, подпадающих под признаки всех трех статей, по ст. 254 УКУ. Так, по этой статье возбуждено дело по факту организации и функционирования на территории совхоза-завода "Гурзуф" двух несанкционированных свалок площадью 9000 кв. М476.
К пункту "г". Описанное в комментируемом пункте правонарушение может влечь ответственность по различным статьям гл. 5 КУоАП («Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения"), напр., Ст. ст. 42 ("Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм"), 461 ("Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению"), гл. 8 ("Административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов") - напр., Ст. 95 ("Нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующего излучения). При совершении данного правонарушения также может быть прекращено право пользования земельным участком (см. ст. 144 ЗКУ и комментарий к ней). Уголовная ответственность может наступать также за ст. 236 УК.
К пункту "г". См.. комментарий к нормам гл. II и гл. 22 ЗКУ.
По описано правонарушение возможно применение административной ответственности по ст. 53 КоАП, а также в случае невыполнения законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов - по ст. 1885 КУоАП, а так же применение ст. 18811 КУоАП («Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы"). В случае наступления тяжких последствий при нецелевом использовании земель может быть применена уголовная ответственность, например, по ст. 254 УКУ.
К пункту "д". См.. ст. 54 КУоАП («Несвоевременное возврата временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению"), а также ст. ст. 1885, 18811 КУоАП. Параллельно могут быть применены положения гражданского законодательства о возмещении убытков, если они имели место.
К пункту "е". Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 56 КУоАП.
К пункту "е". Положение комментируемой нормы были реакцией на распространенную за "советских" времен практику сокрытия данных о площади, находящиеся в обработке сельскохозяйственных предприятий, что позволяло руководителям хозяйств искусственно увеличивать показатели урожайности с единицы площади. В настоящее время норма почти полностью потеряла свою актуальность (см. также комментарий к п. "д" ч. 1 ст. 91, п. "д" ч. 1 ст. 96 ЗКУ).
Между тем, следует иметь в виду, что для должностного лица, вносит сведения о состоянии земель в соответствующей документации, осуществляет регистрацию правоустанавливающих документов, предусмотрена ответственность по ст. 532 КУоАП («Сокрытие или искажение данных земельного кадастра"), а также ст. ст. 364 ("Злоупотребление властью или служебным положением"), 365 ("Превышение власти или служебных полномочий"), 366 ("Служебный подлог") и другие. УКУ.
К пункту "ж". В случае непроведение рекультивации нарушенных земель могут быть применены ст. ст. 52, 53, 55 КоАП, ст. ст. 252, 254 УК.
К пункту "с". За предусмотренное настоящим пунктом правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. ст. 53 ("Нарушение правил использования земель" - предусматривает ответственность за "уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений и защитных лесонасаждений"), 651 КУоАП («Уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений").
К пункту "а". Относительно содержания обязанности по снятию и сохранению плодородного слоя почвы см. ст. 168 ЗКУ и комментарий к ней. На основании ст. 143 ЗКУ правонарушитель может быть лишен права на земельный участок. Кроме того, это не освобождает его от возмещения причиненного ущерба по нормативам приказа Минприроды Украины от 27.10.97 N 171 "Об утверждении Методики определения размеров ущерба, обусловленного загрязнением и засорением земельных ресурсов через нарушение природоохранного законодательства".
К пункту «и». Ответственность за одно из нарушений данного вида предусмотрена ст. 55 КоАП, которая, правда, касается только проектов внутрихозяйственного землеустройства, что не позволяет применить данную норму в остальных видов проектов землеустройства, перечисленных в ст. 25 Закона Украины "О землеустройстве". Между тем, за уклонение от таких "других" проектов при определенных условиях также может наступать, например, административная ответственность - за "нарушение правил использования земель" (ст. 53 КоАП), за "отклонение от утвержденных в установленном порядке проектов землеустройства" (в . 55 КУоАП), уголовная - за "безхозяйственное использования земель" (ст. 254 УК) и т. п..
К пункту "й". Уклонение от государственной регистрации прав на земельные участки влечет незаконность пользования ими и признание такого пользования самовольным. См.. комментарий к ст. ст. 125, 126, 212 ЗКУ. Ответственность собственно за "уклонение от регистрации" законодательство не предусматривает. Это представляется нецелесообразным.
К пункту "и". Нарушение сроков рассмотрения заявлений об отводе земельных участков пока не предусмотрено как отдельный состав правонарушения, что часто приводит к злоупотреблениям.
В ч. 2. Рассмотрим отдельные виды ответственности, которые могут быть применены за "другие" нарушения земельного законодательства.
Гражданская ответственность за причиненный ущерб. Независимо от того, названное соответствующее правонарушение в ч. 1 комментируемой статьи, в случае причинения им вреда такой вред подлежит возмещению. Об особенностях гражданской ответственности за ущерб, причиненный земельными правонарушениями, см. ст. ст. 156, 157 ЗКУ и комментарий к ст. ст. 156, 157.
Административная ответственность за земельные правонарушения. В ч. 1 перечислена лишь незначительное количество нарушений земельного законодательства, влекущие применение административной ответственности. Большинство же составов административных земельных правонарушений предусмотрены в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры" КоАП. Также соответствующие составы могут содержаться и в других главах КоАП а также других законах - см., Например, Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (ст. 46).
Уголовная ответственность за преступления в сфере земельных отношений. Ряд нарушений земельного законодательства за свою общественную опасность образует составы преступлений. Действующий УК предусматривает ряд "земельно-правовых" составов преступлений, которые помещены в разд. VIII Кодекса "Преступления против окружающей среды".
Дисциплинарная ответственность наступает за такие земельные правонарушения, которые могут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Такая ответственность наступает на общих основаниях, предусмотренных КЗоТ Украины. К нарушителям могут быть применены взыскания в виде выговора или увольнения (в случаях, прямо предусмотренных законом). Применение ответственности регламентируется положениями гл. X "Трудовая дисциплина" КЗоТ Украины (ст. ст. 147 - 151).
Хозяйственно-правовая ответственность за земельные правонарушения. Хотя комментируемая статья о такой разновидности ответственности не вспоминает, однако наличие норм законодательства и их спорная отраслевая принадлежность обуславливают до проведения анализа данного вида ответственности за земельные правонарушения. Так, В. С. Щербина определяет хозяйственно-правовую ответственность как "экономические по содержанию и юридические по форме методы воздействия на экономические интересы субъекта хозяйствования - правонарушителя" 477. А. Н. Винник предлагает похожее определение, рассматривая хозяйственно-правовую ответственность как "имущественно-организационные по содержанию и юридические по форме меры воздействия на экономические интересы участников хозяйственных правоотношений в случае совершения ими хозяйственного правонарушения" 478. На наш взгляд, хозяйственно-правовой ответственности целесообразно определять как правоотношения с применения к правонарушителю хозяйственных санкций, подкрепленных государственным принуждением, в связи с совершением субъектом хозяйственного правонарушения.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 217 ГКУ за хозяйственное правонарушение могут быть применены следующие виды санкций: (1) возмещение убытков, (2) оперативно-хозяйственные санкции, (3) штрафные санкции, (4) административно-хозяйственные санкции. На наш взгляд, хозяйственно-правовая ответственность в виде возмещения убытков охватывается гражданской ответственностью, что же касается оперативно-хозяйственных и штрафных санкций, их применение за земельные правонарушения достаточно маловероятно. Поэтому остановимся более подробно на административно-хозяйственных санкций.
Ст. 239 ХКУ предусматривает достаточно большой перечень административно-хозяйственных санкций, которые могут быть применены за хозяйственные правонарушения. С наибольшей вероятностью за земельные правонарушения могут быть применены такие из них, как (1) административно-хозяйственный штраф и (2) ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования.
Определение и общая характеристика административно-хозяйственного штрафа (применение данной санкции в доктрине финансового права определяется как финансово-правовая ответственность: на таких позициях находятся Л. К. Воронова479, М. В. Карасева480, Т. А. Коломоець481, А. П. Орлюк482 , Д. А. Гетманцев483, С. М. Будько484 и др.. ученые) помещены в ст. 241 ХКУ.
Составы правонарушений, которые могут иметь характер земельных, за которые применяется административно-хозяйственный штраф, определены, в частности, Законом Украины "Об обеспечении санитарно-эпидемического благополучия населения" (ст. ст. 46, 47), НКУ (гл. 11), Декретом КМУ "О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение" (ст. 8); Законом Украины "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства". При определенных условиях все предусмотренные этими нормами правонарушения могут рассматриваться как нарушение земельного законодательства.
Принципы применения административно-хозяйственного штрафа определяются общими положениями ГКУ о применении хозяйственно-правовой ответственности (гл. 24), а особенности применения штрафов за отдельные правонарушения определяются законами, которые устанавливают такие штрафы.
Хозяйственно-правовая ответственность, связанную с применением административно-хозяйственных штрафов, иногда "путают" с административной ответственностью. Следует отметить, что такая ошибки имеет историческую основу: в свое время в СССР административные штрафы применялись к субъектам хозяйствования (юридических лиц), и только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.61 "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке "485 было отменено применение штрафов к юридическим лицам.
Общие положения об ограничении или приостановлении деятельности предприятия помещены в ч. ч. 1 и 2 ст. 246 ХКУ. Вместе с тем, указанные нормы не являются нормами прямого действия, они могут применяться лишь в совокупности с положениями специального законодательства: п. "в" ст. 13, п. "з" ст. 17, п. "ж" ч. 1 ст. 20, ст. 37 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", п. "й" ст. 9 ЗКУ, Постановлением ВРУ "Об утверждении Порядка ограничения, временного запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды" от 29.10.92). От применения таких санкций следует отличать прекращения опасной деятельности как способ защиты гражданских прав (см. ч. 2 ст. 293 ГКУ), который применяется по решению суда. В эколого-правовой доктрине применения данного вида санкций считается проявлением отдельного вида юридической ответственности - эколого-правовой ответственности. Следует признать, что доводы в пользу такой позиции не утратили актуальности даже после принятия ХКУ - ведь не всегда ограничения, приостановления или временный запрет деятельности применяется к предприятию.
Материальная ответственность за земельные правонарушения наступает в силу общих положений трудового законодательства - ст. ст. 130 - 138 гл. 9 "Гарантии при возложении на работника материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" КЗоТ Украины. Спецификой данного вида ответственности является, с одной стороны, упрощенный внесудебный порядок применения, а с другой - ограниченный характер - прежде всего, ответственность обычно ограничивается размером среднемесячного заработка.
Земельно-правовая ответственность в правовой доктрине определяется, в частности, как "применение государственно-правовых санкций, непосредственно предусмотренных земельным законодательством, к правонарушителю, в результате чего последние испытывает негативных последствий земельно-правового характера" 486. Такая ответственность по своей природе очень близка к хозяйственно-правовой (посредством применения административно-хозяйственных санкций) и, на наш взгляд, в случае совершения земельного правонарушения субъектом прекращения права на землю может считаться "иным административно-хозяйственной санкцией, установленной законом "(ст. 239 ГКУ).
Характер (земельно-правовой) юридической ответственности объясняется тем, что именно земельным законодательством предусмотрены соответствующие санкции487. Выделение земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности в правовой доктрине остается спорным вопросом. Решение данного вопроса является составляющей более общей дискуссии о выделении отраслевых видов юридической ответственности (семейно-правовои488, конституционно-правовои489, финансовой, гражданско-процессуального и т. д.) 490.
Также некоторые ученые относили к мерам земельно-правовой ответственности применения т.. "Земельно-правовой реституции" - возвращение земельного участка законному користувачу491. Такой подход представляется нам спорным, поскольку, на наш взгляд, вообще сомнительно говорить о "возвращении" в случае с земельным участком - речь может идти лишь об устранении препятствий в пользовании или о признании права на земельный участок. В любом случае, "земельно-правовая реституция" основывается прежде всего на положениях гражданского законодательства и не может быть отнесена к чисто "земельно-правовой» ответственности.
На нашем информационно-правовом веб-ресурсе Вы имеете прекрасную возможность получить всё, что потребуется для эффективного решения Вашего вопроса: образцы процессуальной документации, случаи из практики судов, терминологический словарь юриста, комментарии к настоящим законам, все актуальные нормативные акты и адресная информация государственных органов и организаций Украины.
Информационный портал ООО «Право Украины» предоставляет превосходную возможность Вам - получить компетентную правовую консультацию - консультация юриста онлайн от наших практикующих юристов. Итак, если у Вас появилась правовая проблема, и Вам требуется эффективная помощь юриста онлайн – заполните форму вопроса. Мы приложим максимум усилий, чтобы Ваши права и интересы были надежно обеспечены!