Пакет законопроектов о реформе исполнительного производства, внесенный Президентом как неотложный, уже вызвал достаточно широкое обсуждение. Особенно острая дискуссия ведется вокруг предложенного введения института частных исполнителей.
Оставляя в стороне вопросы о его необходимости, а также о целесообразности его введения в ближайшем времени, попробуем проанализировать, насколько предложенная модель будет привлекательна для потенциальных частных исполнителей.
Итак, базовым для определения статуса частного исполнителя является законопроект № 2506а "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов".
Статьей 19 проекта частный исполнитель определяется как гражданин Украины, уполномоченный государством на осуществление принудительного исполнения и являющийся субъектом независимой профессиональной деятельности.
К нему выдвигаются достаточно строгие требования (ст. 21 проекта):
1) возраст не менее 25 лет;
2) полное высшее юридическое образование (диплом магистра);
3) стаж работы в отрасли права после получения диплома магистра не менее 2 лет;
4) отсутствие судимости;
5) отсутствие на протяжении последних 3 лет в биографии кандидатов следующих фактов:
а) совершения коррупционного правонарушения либо правонарушения, связанного с коррупцией;
б) аннулирования адвокатского свидетельства, свидетельства нотариуса, частного исполнителя либо арбитражного управляющего в связи с нарушением законодательства;
в) увольнения с должности судьи, прокурора, сотрудника правоохранительного органа, с государственной службы либо службы в органах местного самоуправления в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей.
На этом фоне требования об отсутствии вынесенного в отношении кандидата решения о признании его недееспособным либо ограниченно недееспособным, а также о владении государственным языком просто теряются.
В принципе, столь обширный перечень требований авторы оправдывают желанием обеспечить попадание в число частных исполнителей лишь достаточно квалифицированных и добросовестных лиц. Однако вызывает вопрос, почему к государственным исполнителям выдвигаются менее строгие требования – ст. 10 проекта содержит достаточно общую формулировку.
Итак, предположим, что вы отвечаете всем перечисленным выше требованиям и желаете стать частным исполнителем. Для того чтобы добиться этой цели, вам надо сдать квалификационный экзамен.
Допуск к нему можно получить двумя способами:
1) пройти обучение и стажировку сроком до 3 месяцев в порядке, установленном Минюстом;
2) в течение 2 лет проработать помощником частного исполнителя.
Если же у вас есть не меньше 1 года стажа в качестве адвоката, государственного исполнителя, нотариуса либо арбитражного управляющего, то вы можете получить допуск к экзамену без стажировки и обучения. То же самое касается и случаев повторного получения статуса частного исполнителя лицом, ранее занимавшимся этой деятельностью не менее 1 года.
Надо сказать, что доступность профессии частного исполнителя, учитывая такой порядок допуска к сдаче экзамена, во многом будет зависеть от того, как именно Минюст урегулирует правила прохождения обучения и стажировки (и самое главное – какую плату за это установит). Кроме того, возникает закономерный вопрос – почему в число "льготников" не попали юрисконсульты, многие из которых имеют богатый и обширный опыт участия в исполнительных производствах как на стороне взыскателя, так и на стороне должника? Возможно, этот момент тоже стоит как-либо учесть в проекте.
Недопуск к квалификационному экзамену возможен в двух случаях:
1) кандидат не отвечает установленным требованиям;
2) кандидат подал не все требуемые документы либо неправильно их оформил (перечень документов и правила их оформления устанавливает Минюст).
Получив допуск, кандидат сдает квалификационный экзамен в форме автоматического тестирования. В случае успешной сдачи ему должно быть выдано свидетельство, за получение которого с него взимается плата в размере 1 минимальной зарплаты (то есть в 2015 году – это 1218 гривень, а в 2016 – никак не ниже 1378 гривень).
Но получение свидетельства не означает, что новоиспеченный госисполнитель может начинать работу. По аналогии с нотариусами ему придется обеспечить наличие помещения, отвечающего определенным требованиям. В проекте они не сформулированы и будут определены Минюстом. Таким образом, в графу "расходы на старт бизнеса" нужно занести суммы, затраченные на аренду либо покупку необходимого помещения.
Кроме того, он будет обязан застраховать свою профессиональную ответственность. Страховая сумма будет составлять никак не менее 1000 минимальных зарплат, то есть 1378000 гривень в 2016 году. Сколько будет стоить такая страховка, остается только догадываться. Тем не менее – это достаточно существенная статья расходов, особенно для начинающего частного исполнителя.
Также перед началом деятельности исполнитель будет обязан получить (либо изготовить по установленному образцу – этот вопрос Закон не регулирует) удостоверение, а также печать установленного Минюстом образца. По опыту других профессий можно ожидать, что будут попытки заставить частных исполнителей заказывать удостоверения и печати у определенных лиц, что негативно скажется на их стоимости.
Как видим, финансовый порог для входа в бизнес установлен достаточно значительный. Далеко не всякий новичок может собрать необходимые суммы.
Что касается накладных расходов, то их размер сейчас сложно сказать даже приблизительно, но учтем, что в их состав будут входить:
1) арендная плата за офис либо коммунальные услуги (если офис в собственности), а также расходы на его оборудование;
2) оплата страховки (причем, учитывая, что страховая сумма должна составлять не менее 10 % от общей суммы находящихся в производстве в течение года исполнительных производств, данная оплата вполне может постоянно расти);
3) расходы на осуществление исполнительного производства, в том числе на командировки, проезд до места исполнения решения, хранение изъятого у должника имущества и так далее;
4) оплата доступа к государственным реестрам;
5) оплата прохождения повышения квалификации;
6) членские взносы в Ассоциацию частных исполнителей;
7) расходы на хранение архива;
8) прочие текущие расходы (от оплаты труда помощников до закупок канцелярских принадлежностей).
В свою очередь, оплата услуг частного исполнителя предполагается из двух частей:
1) основная, размер которой будет установлен Кабмином. Она будет взиматься за счет должника сверх суммы, подлежащей взысканию по исполняемому решению;
2) дополнительная, размер которой определяется договоренностью сторон. Она выплачивается за счет взыскателя.
Таким образом, создается ситуация, когда частному исполнителю выгодно не слишком афишировать свою деятельность и работать с несколькими "щедрыми" взыскателями, которые будут регулярно соглашаться на выплату дополнительного вознаграждения. Это вполне может привести к тому, что наиболее опытные и квалифицированные специалисты будут сконцентрированы в орбите банков и других "постоянных клиентов".
Данный риск несколько смягчен авторами реформы путем установления достаточно малого перечня оснований, на которых частный исполнитель может отказать взыскателю в приеме его документов к исполнению. Данный список приведен ст. 4 новой редакции закона об исполнительном производстве (законопроект № 2507а).
Как видим, "создать" себе ситуацию, когда можно вполне законно отказаться заниматься неинтересным производством, особых проблем при желании не составит. Например, можно заранее набрать себе "социальных" производств (благо, они должны составить лишь 20 % от общей суммы взысканий) и в дальнейшем работать только с "перспективными" делами. Как вариант – можно четко планировать свою загрузку так, чтобы общая сумма производств, по которым ведется работа, была как можно ближе к максимально возможной сумме (исходя из сказанного выше о размере страховой суммы – это примерно 13780000 гривень).
ВЫВОД:
В целом это означает, что профессия частного исполнителя может оказаться не такой уж и привлекательной, особенно для начинающих юристов. Поэтому, возможно, в проекте до его принятия стоит предусмотреть другие условия доступа к профессии, чтобы стимулировать появление в ней большего числа специалистов.