Споры относительно законности процедур приватизации земельных участков государственной и коммунальной формы собственности составляют немалую долю рассматриваемых судами дел. При этом до конца неурегулированным, как показывает практика, остается один из важнейших процедурных вопросов – допустимо ли использовать такой способ судебной защиты, как признание недействительным государственного акта о праве собственности на землю, без оспаривания решения компетентного органа о передаче участка в частную собственность, на основании которого такой государственный акт был оформлен.
Естественно, вопрос этот актуален лишь для случаев приватизации, имевших место до изменения системы регистрации прав на недвижимость, однако такие споры все еще массово рассматриваются судами. Поэтому с удовлетворением отметим, что ВСУ сформировал стойкую и последовательную позицию по указанному вопросу. Заключается она в следующем: оспаривание действительности госакта без обжалования "базового" решения местного совета или местной госадминистрации вполне возможно. Закреплена такая позиция в постановлениях от 22.05.2015 по делу № 6-33цс13 и от 01.07.2015 по делу № 6-319цс15.
Обоснование, приведенное ВСУ, базируется на том, что государственный акт о праве собственности является документом, удостоверяющим право собственности. Такой вывод сделан из содержания ст. ст. 22 и 23 Земельного кодекса 1990 года и ст. 126 Земельного кодекса 2001 года (в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года).
Следовательно, по мнению ВСУ, лицо, которое считает свои законные права и интересы нарушенными вследствие признания права собственности на определенный земельный участок за другим лицом, имеет право оспорить законность правоустанавливающего документа – государственного акта о праве собственности на землю. Данный документ может быть признан недействительным независимо от законности решения, на основании которого он был выдан, поскольку причинами недействительности могут быть и другие нарушения процедуры оформления госакта.
ВЫВОД:
В целом ВСУ занял абсолютно четкую позицию – признание недействительным государственного акта о праве собственности на землю либо о праве постоянного пользования землей является самостоятельным способом судебной защиты прав. Следовательно, такое требование может заявляться в иске безотносительно к требованию о признании недействительным решения, на основании которого такой акт оформлен.